|  | 
| 
 | ||||||||
|     | 
 | 
|  |  164595  78  24  9 |  | Опции темы | Поиск в этой теме | 
|  11.08.2013, 22:35   |  1   | 
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Я все надеялся, что подобный FAQ напишет кто-нибудь из специалистов в электротехнике, но поскольку они молчат (только dsche сделал интересную инструкцию по драйверам, но она немного о другом) – попробую написать сам. Потому что надоело отвечать на одни и те же вопросы.  Заранее прошу прощения за ряд упрощений (особенно по форме подачи информации). В 99% однобатареечных фонарей на 1*18650 стоит линейный или понижающий драйвер. Исключений – т.е. моделей с более сложным повышающее-понижающим драйвером – очень мало. Навскидку могу вспомнить только Зебры, Спарки и Предаторы, плюс некоторые экзотические кастомы и лего-сборки. Поэтому далее речь пойдет именно о линейных/понижающих схемах. Upd2018: Сейчас таких "исключений" стало больше - все фонари на 1*18650 и 6/12 вольтовых диодах (XHP35, XHP50, XHP70, MTG2) работают на повышающем драйвере, к ним все сказанное ниже не относится! Итак, что у нас происходит в стандартном фонаре на 1*18650 с понижающим/линейным драйвером? С одной стороны у нас есть диод. Обычно это XP-L/XP-L2, XM-L/XM-L2, XP-G/XP-G2 и т.п. То есть «трехвольтовый» диод, рабочее напряжение которого составляет ~2.7-3.5V. Чем выше ток – тем выше будет необходимое диоду напряжение (Vf). С другой стороны у нас одна батарея 18650, рабочее напряжение на которой изменяется в диапазоне от 4.2 до 3V, в зависимости от степени разряженности и от нагрузки. Чем выше ток - тем сильнее будет проседать батарея; чем лучше батарея - тем меньше она будет проседать при высоком токе. Разрядные графики хорошей батареи на разных токах. Сравнение разрядных графиков хорошей и посредственной батарей на токе 3А Между батареей и диодом находится драйвер, понижающий или линейный. Т.е. он так или иначе умеет понижать напряжение, но не умеет его повышать. Кроме того, во всей этой схеме есть еще разные пружинки-проводки-кнопки, на которых падает какое-то напряжение. Чем выше ток – тем больше падает. И что-то теряется на самом драйвере, это так называемое "превышение", нужное ему для работы (опять же, обычно чем выше ток - тем большее превышение нужно драйверу). В итоге: вся эта схема замечательно работает до тех пор, пока "входящее" напряжение, т.е. напряжение на батарее минус потери на контактах и драйвере будет выше, чем нужное диоду на данном токе. Как только "напряжение на батарее минус потери" сравняется с Vf диода и начнет уменьшаться дальше – напряжение на диоде тоже поползет вниз. А вместе с ним начнет снижаться и ток на диоде, и его яркость. Фактически, драйвер перестанет работать как стабилизатор тока, превратиться просто в дополнительную перемычку между батареей и диодом. _______ Пример 1: мы хотим подать на диод ток 3А, Vf диода на таком токе допустим 3.4V, на драйвере теряется 0.2V, на контактах еще 0.2V. В итоге фонарь будет выдавать стабилизированную яркость до тех пор, пока напряжение на батарее под нагрузкой не упадет до 3.8V, потом яркость начнет плавно снижаться. Пример 2: Другой фонарь, с худшим драйвером и худшей кнопкой. Мы хотим подать на диод те же 3А, Vf диода те же 3.4V, но на драйвере теряется уже 0.5V, на контактах еще 0.5V. В итоге фонарю для стабилизации потребуется 4.4V –а значит, даже самый лучший и полностью заряженный аккумулятор в принципе не сможет обеспечить такой ток на диод, он сразу начнет снижаться. Пример 2А: в том же фонаре даем на диод всего 1.5А, Vf диода составит уже 3.2V, на драйвере и контактах упадет в сумме ~0.5V, следовательно у нас будет стабилизация до напряжения на батарее (под нагрузкой) в 3.7V. К тому же и просадка батареи на таком токе будет существенно меньше. А теперь – выводы:  - На мощных фонарях на 1*18650 для высокой яркости в турбо-режиме необходимо тщательное внимание к деталям. Хороший аккумулятор с высоким разрядным графиком, хорошая кнопка и пружинки с низким сопротивлением, хороший драйвер и даже хороший диод способны изменить ситуацию на те самые десятые доли вольта, которые обеспечат стабилизированную работу. Или, напротив, какой-то один некачественный компонент способен вывести из стабилизации всю схему, сделав турбо-режим более слабым или вообще недоступным. Поэтому кастомщики и «вылизывают» свои фонари, стараясь снизить все потери и выиграть на каждой мелочи - здесь это действительно важно. Особенно если это сверхмощный фонарь с очень высокими токами, который "танцует" на самой грани потери стабилизации. - По той же причине в фонарях на 1*18650 зачастую некорректны результаты измерений тока мультиметром, особенно плохим - он (в первую очередь его щупы) добавляет в схему то самое "критичное" дополнительное сопротивление, которое приводит к провалу "входящего" напряжения ниже Vf диода, т.е. к общему снижению тока. Поэтому к результатам замеров тока в мощных режимах следует относиться очень осторожно, особенно если вы не уверены в качестве щупов. - Фонари на 1*18650 позволяют сравнительно безопасно использовать незащищенные батареи, поскольку сам диод будет исполнять роль ограничителя разряда аккумулятора. При сильном разряде батареи (еще задолго до заветных 3V) «входящее» напряжение достигнет Vf диода и они вместе начнут ползти вниз, т.е. яркость диода начнет заметно снижаться. Более того - в особо мощных фонарях использование незащищенных аккумуляторов даже предпочтительнее, поскольку на защите (особенно некачественной) тоже будут какие-то дополнительные потери, приводящие к более ранней потере стабилизации. Правда, на слабых режимах диод еще будет нормально работать, т.е. теоретическая возможность посадить аккумулятор до 2.5V и даже ниже сохраняется - но для этого обычно нужно надолго оставить фонарь без присмотра. Во избежание переразряда батареи лучше сразу после заметного снижения максимальной яркости ставить аккумулятор на зарядку, или использовать фонари с индикацией разряда батареи. - Аккумуляторы Panasonic NCR (3100, 3400), отличающиеся низкой разрядной кривой и запасом существенной части энергии в диапазоне напряжений 2.5-3.5V, в таких фонарях в принципе не смогут отдать полную емкость на высоких токах. Фонарь будет ярко светить только до 3.2-3.5V на батарее, а это только 50-80% емкости данного аккумулятора (а на очень высоких токах - еще меньше). Зато и риска переразрядить такой панасоник в однобатареечной схеме почти нет, даже на слабых режимах - под конец разряда яркость будет долго-долго и плавно-плавно уменьшаться. - Стабилизация в понижающих/линейных схемах очень сильно зависит от Vf диода, и большинство мощных фонарей на 2.8-3.5А и одиночном диоде типа XM-L2/XP-L даже теоретически не смогут вытянуть стабилизированный турбо на полуразряженном аккумуляторе. Качество аккумулятора скорее будет влиять уже не на стабилизацию - а на то, насколько быстро и сильно фонарь потеряет в яркости. А вот у триплов и квадриплов светодиодов существенно ниже Vf, что позволяет на нормальной батарее стабильно работать на высокой яркости почти до самого конца. Но и упустить аккумулятор в переразряд на триплах-квадриплах проще, даже на 2.5-2.7V они еще довольно яркие - поэтому желательно наличие продуманной отсечки после 2.5-2.7V или внятной индикации разряда. Зависимость тока, яркости и рабочего напряжения для одиночного XP-L и трипла XP-G2. Например, при напряжении 2.9V среднестатистический XP-L сможет работать не более чем на 900mA (~400 лед-люменов), а трипл - на 2400 mA (~1000 лед-люменов). Для светового потока в ~1000 лм XP-L нужно 3.35V, а триплу для 1500 лм достаточно 3.05V PS_________________ Еще раз подчеркну, что речь идет об обычных фонарях с понижающим/линейным драйвером при работе от 1*18650. В других ситуациях логика работы может быть иной (например, если в тот же фонарь мы ставим 2*Li-Ion, то крайне желательно использовать защищенные аккумуляторы.) На фонари с директ-драйвом в общем и целом эта схема тоже распространяется, но там по умолчанию нет стабилизации. Отдаваемый диодом свет регулируется именно напряжением батареи, в соответствии с Vf диода. Поэтому ярче всего в директ-драйве работают триплы-квадриплы, у которых существенно меньше Vf, чем у одиночных диодов. PPS_________________ И еще один важный момент – вся эта схема находится в постоянном взаимодействии. Например, на высоком токе диод нагревается, Vf при этом снижается – значит, нагретый фонарь будет лучше держать стабилизацию, чем холодный. С другой стороны, нагрев будет приводить к увеличению сопротивления, т.е. потерям на контактах (ну и к снижению светового потока из-за нагрева, конечно). __________________________ Уточнения и исправления приветствуются   [Исправлено: fnksb, 03.04.2018 в 16:22] | 
|   |     | 
| Поблагодарили: 92 раз(а) | 
|  11.08.2013, 22:42 |  2   | 
| Капитан Очевидность Регистрация: 15.02.2011 Последняя активность: 09.01.2025 10:00 
					Сообщений: 5568
 Сказал(а) спасибо: 286 
		
			
				Поблагодарили: 1396 раз(а) в 1002 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Предлагаю ввести плашку "Авторизованный FAQописец"    
				__________________ Я не пытаюсь понять свою точку зрения, я её навязываю. | 
|   |     | 
| Поблагодарили: 3 раз(а) | 
|  11.08.2013, 22:50 |  4   | 
| Капитан Очевидность Регистрация: 15.02.2011 Последняя активность: 09.01.2025 10:00 
					Сообщений: 5568
 Сказал(а) спасибо: 286 
		
			
				Поблагодарили: 1396 раз(а) в 1002 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 22:56   |  5   | |
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Спасибо, я каждый раз надеюсь, что это последний   Правда, за отпуск аж три написал, в процессе пляжеваляния и самолетосидения. Осталось к еще одному картинок наделать... Цитата:   | |
|   |     | 
|  11.08.2013, 22:58 |  6   | 
| Gaffer |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Классно все написал, понятно любому гуманитарию. Спасибо большое!
		 | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 23:20 |  7   | 
| Turn Day into Night Регистрация: 23.10.2012 Последняя активность: 21.08.2025 18:32 
					Сообщений: 2776
 Сказал(а) спасибо: 1744 
		
			
				Поблагодарили: 1049 раз(а) в 559 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			большое спасибо, давно ждал такого фака, завтра буду ознакамливатся, что б меньше вопросов задавать    
				__________________ Продам фонари Convoy S3 с разной TIR оптикой | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 23:25   |  8   | 
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			selenopolis,  [Исправлено: fnksb, 11.08.2013 в 23:34] | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 23:33 |  9   | 
| mrs. fnksb Регистрация: 08.03.2013 Последняя активность: 27.01.2020 15:04 
					Сообщений: 35
 Сказал(а) спасибо: 61 
		
			
				Поблагодарили: 163 раз(а) в 25 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 | 
|   |     | 
| Поблагодарили: 11 раз(а) | 
			 Admin (12.08.2013), ajr (06.12.2013), Alex4479666 (12.08.2013), fnksb (11.08.2013), gukase (30.07.2014), indy (02.04.2018), Kelevratony (25.06.2016), NazarSunrise (11.08.2013), Rime (02.04.2015), SERG27 (22.09.2013), witalen (18.01.2015) | 
|  11.08.2013, 23:34 |  10   | 
| Turn Day into Night Регистрация: 23.10.2012 Последняя активность: 21.08.2025 18:32 
					Сообщений: 2776
 Сказал(а) спасибо: 1744 
		
			
				Поблагодарили: 1049 раз(а) в 559 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			и Тебе спасибо   )) | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 23:46 |  11   | 
| читатель Регистрация: 31.01.2013 Последняя активность: 06.07.2020 23:43 
					Сообщений: 7251
 Сказал(а) спасибо: 2774 
		
			
				Поблагодарили: 4521 раз(а) в 2499 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 | 
|   |     | 
|  11.08.2013, 23:51   |  12   | 
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Dali,  [Исправлено: fnksb, 11.08.2013 в 23:57] | 
|   |     | 
| Поблагодарили: 1 раз | 
			 Dali (11.08.2013) | 
|  11.08.2013, 23:53 |  13   | 
| Jagd Beutelratte Регистрация: 05.07.2011 Последняя активность: 15.08.2019 17:54 
					Сообщений: 20281
 Сказал(а) спасибо: 2365 
		
			
				Поблагодарили: 6712 раз(а) в 4641 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
				__________________ трол. | 
|   |     | 
|  12.08.2013, 00:04   |  14   | 
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			blindnick,  [Исправлено: fnksb, 12.08.2013 в 00:07] | 
|   |     | 
|  12.08.2013, 01:58 |  15   | |
| Начитанный пони Регистрация: 25.11.2010 Последняя активность: 31.10.2016 03:47 
					Сообщений: 6782
 Записей в дневнике: 18 Сказал(а) спасибо: 1790 
		
			
				Поблагодарили: 1366 раз(а) в 892 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Тут стоит сказать. что уменьшается не яркость (которая может уменьшаться много от чего), а потребляемая светодиодом мощность. От севшего аккумулятора с небольшим напряжением светодиод будет светить слабо и долго, пока аккумулятор окончательно не сядет. MG L-mini. Фонарь устарел, но запас драйверов, похоже, остался. Печаль в том, что драйвер всего на один ампер без возможности увеличить ток, а на одном ампере современным светодиодам повышение напряжения просто не нужно. Во времена XR-E же это было очень круто. Цитата:   
				__________________ Всё написанное может быть ошибочно. Who needs calories when you can have lumens? [Исправлено: John Jack, 12.08.2013 в 02:01] | |
|   |     | 
| Поблагодарили: 1 раз | 
			 fnksb (12.08.2013) | 
|  12.08.2013, 11:06 |  17   | 
| Jagd Beutelratte Регистрация: 05.07.2011 Последняя активность: 15.08.2019 17:54 
					Сообщений: 20281
 Сказал(а) спасибо: 2365 
		
			
				Поблагодарили: 6712 раз(а) в 4641 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			а нужно это в фонариках, где 350...450 ледлюмен - вполне адекватный свет. и 3 часа от панасоника с полной стабилизацией тока. сколько вытянет XM-L2 с линейником? хотя пример неудачный, есть же XP-G2, который можно питать током 1А при напряжении менее 3В... что там линейник сделает с лишними 1...1,2 В? | 
|   |     | 
|  12.08.2013, 11:25 |  18   | |
|  |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 Цитата: | |
|   |     | 
| Поблагодарили: 1 раз | 
			 fnksb (12.08.2013) | 
|  12.08.2013, 11:50 |  19   | 
|  |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 | 
|   |     | 
|  16.10.2013, 11:44   |  20   | |
| Ветеран Фонарёвки Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 19:34 
					Сообщений: 34360
 Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 17511 
		
			
				Поблагодарили: 39320 раз(а) в 14562 сообщениях
			
		
	 |  Re: FAQ. Как работает фонарь на 1*18650 
			
			Кину сюда полезную ссылку на тесты galex, касающиеся поведения линейного драйвера после рубежа в 3V https://forum.fonarevka.ru/... Цитата: 
 Для надежности можно использовать аккумуляторы от Панасоника, с разрядом до 2.5V. Такой аккум будет оооочень долго ползти до критического рубежа - токи мизерные, а запас емкости между 3 и 2.5V большой. [Исправлено: fnksb, 16.10.2013 в 11:47] | |
|   |     | 
| Поблагодарили: 2 раз(а) | 
			 amirka2389 (02.11.2013), Rjkz (08.12.2013) |