Добавить форум Fonarevka.ru в Избранное ×
FONAREVKA.RU - Всё о фонарях и осветительной технике

Регистрация Дневники Группы Альбомы Каталоги Поиск Сообщения за день Отметить все разделы прочитанными
Вернуться   Форум FONAREVKA.RU Источники питания и зарядные устройства Вторичные элементы питания (Аккумуляторы)
Забыли пароль? Регистрация
Войти через OpenID



  • Бесплатные розыгрыши призов
  • Для гостей форума
  • О нашем проекте
  • Пожертвования (Donate)
  • Реклама на форуме
На форуме ежемесячно проходят бесплатные розыгрыши призов для зарегистрированных и активно общающихся форумчан. Вы можете выиграть не только различные фонарики, зарядные устройства, аккумуляторы и другие аксессуары известных брендов, а также фонари и компоненты от известных кастомщиков и мелкосерийных производителей, но и другие призы, такие как мультитулы, ножи, рюкзаки и другое снаряжение. Все проходящие розыгрыши призов для форумчан абсолютно бесплатные и призы для розыгрышей предоставляют спонсоры, вам достаточно нажать кнопку "Принять участие" и ждать результата. Форумчане не несут никаких финансовых и имущественных рисков, связанных с участием в данных розыгрышах (т.е. вы ничего не оплачиваете и ни чем не рискуете). С момента начала проведения данных розыгрышей 84 форумчанина стали обладателями весьма неплохих призов!

На данный момент проходит 1 розыгрыш приза:

- Светодиодный фонарь Яркий Луч F20 FALCON

Рекомендуем Вам подписаться на тему (оптимальнее с уведомлением на ваш E-mail), где публикуется информация о новых розыгрышах призов.

Подробная информация по ссылке

Ответ  Создать новую тему
Просмотров в теме 36480   Ответов в теме 92   Подписчиков на тему 16   Добавили в закладки 1
Опции темы
Старый 27.10.2011, 06:42 Автор темы   1
Завсегдатай Фонарёвки
 
Регистрация: 15.06.2010
Последняя активность: 17.12.2011 09:13
Сообщений: 914
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 64 раз(а) в 35 сообщениях

Post Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

В холодное время года у фонаревщиков, активно использующих аккумуляторы на основе лития, могут возникать проблемы и вопросы относительно производительности этих источников питания. Речь идет не о литиевых одноразовых батарейках, а имеются в виду такие аккумуляторы, как:

Li-ion,
Li-ion IMR,
Li-pol,
LiFePo4.

Кроме общей технологии, аккумуляторы еще различаются в зависимости от фирмы и модели, химией и качеством исполнения. Бывают от мировых производителей и "китайские", на небольшой разрядный ток и силовые - узнать разницу между ними при низкой температуре тоже интересно.

Тема создана для сбора и обсуждения практической информации, реального опыта использования форумчанами перезаряжаемого лития на морозе. Таким образом мы точно выясним, какие типы аккумуляторов на что способны, а на что - нет, и пользователи смогут на основании информации в этой теме знать, чего ожидать от своих аккумуляторов в определенных условиях.

Типичный разрядный график литиевых аккумуляторов при разных температурах:



При низких температурах в первое время работы напряжение "проседает" (показано стрелкой), что может привести к срабатыванию защиты в аккумуляторе (если есть) или в самом устройстве - к отключению питаемого устройства.

Следовательно, кроме определения емкости, при тестировании аккумулятора важно обращать особое внимание на его работу в первые секунды и минуты.

Ссылки по теме:
NASA. The Limits of Low-Temperature Performance of Li-Ion Cells
http://trs-new.jpl.nasa.gov/dspace/b.../1/00-0068.pdf
(общие сведения о производительности Li-ion при низких температурах)

NASA. Safe Charge Rates for Lithium-Ion Cells. Effects of Lithium Plating
http://trs-new.jpl.nasa.gov/dspace/b.../1/08-0012.pdf
(о последствиях зарядки Li-ion при низких температурах)

[Исправлено: Solar, 31.10.2011 в 20:28] Причина: добавление информации
Solar вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Реклама на форуме.
Разместить рекламу



Старый 27.10.2011, 07:30   2
Tymmmi
Ветеран Фонарёвки
 
Аватар для Tymmmi
 
Регистрация: 15.07.2010
Последняя активность: 22.09.2016 05:51
Адрес: Иркутск
Сообщений: 1130
Сказал(а) спасибо: 53
Поблагодарили: 35 раз(а) в 28 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

по идее фонарь при работе нагреется, и нагреет аккумулятор: )
Tymmmi вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 27.10.2011, 07:43 Автор темы   3
Solar
Завсегдатай Фонарёвки
 
Регистрация: 15.06.2010
Последняя активность: 17.12.2011 09:13
Сообщений: 914
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 64 раз(а) в 35 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Цитата:
Посмотреть сообщение Сообщение от Tymmmi :
по идее фонарь при работе нагреется, и нагреет аккумулятор: )
Это само собой, если не обдувать фонарь холодным воздухом (например езда на снегоходе). В любом случае в начале работы аккумулятор холодный, и относительным показателем его работы в большинстве случаев использования является первое время, до прогрева.
Solar вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 27.10.2011, 08:13 Автор темы   4
Solar
Завсегдатай Фонарёвки
 
Регистрация: 15.06.2010
Последняя активность: 17.12.2011 09:13
Сообщений: 914
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 64 раз(а) в 35 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Фонарь Armytek Predator имеет драйвер, потребляющий примерно одинаковую мощность - то есть если напряжение на аккумуляторе просаживается, ток возрастает. В максимуме у моего фонаря это около 4.5-5 Вт. Сможет ли охлажденный до -18 фонарь с новым (3 цикла) аккумулятором Li-ion Samsung ICR18650-28A (2800 мАч, по даташиту минимальная температура работы -20) светить на максимуме, а аккумулятор отдавать нормальную мощность, пока не прогреется? Заряжен не полностью для большей чистоты эксперимента, напряжение 3.97 В.

Если под нагрузкой аккумулятор просядет до 2.8 В от холода - фонарь помигает и драйвер перейдет в самый слабый режим. Итак, критерий успешного прохождения теста: фонарь светит на максимуме непрерывно от момента включения сразу с морозильной камеры (я держал там фонарь больше 2 часов, этого достаточно) до прогрева до комнатной температуры.

Результат - фонарь "заводился", как старое Жигули при таком же морозе. Достаю из морозилки, включаю - через секунду максимум 500 лм слетает в светлячок. Ладно, ставлю 100 лм. Слетает. 5 лм - тоже слетает! Покрутил по кругу все режимы первой линии еще секунд 20, и аккумулятор "завелся". На максимуме больше не слетел, светит ровно, идет на прогрев. Тест как бы пройден с больши-и-ими оговорками

Так как до того, как заработал максимальный режим, особо нагреться аккумулятор вряд ли успел за полминуты (я держал фонарь кончиками пальцев), наверное холодный аккумулятор в моем случаем просто не сразу выходит на полную отдачу - его надо раскачать сначала хоть каким-то током. Я не ожидал такого, думал наоборот - сначала будет светить, а потом "выдохнется".

Predator из-за своего драйвера оказался хорошим фонарем для теста аккумуляторов на морозе. Если кто-то повторит опыт с другими аккумуляторами и морозилкой, информация будет очень полезной для сравнения!

[Исправлено: Solar, 27.10.2011 в 08:31]
Solar вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 27.10.2011, 08:38   5
Иван И
Завсегдатай Фонарёвки
 
Аватар для Иван И
 
Регистрация: 22.03.2011
Последняя активность: 17.09.2016 14:59
Адрес: Москва
Сообщений: 599
Сказал(а) спасибо: 113
Поблагодарили: 11 раз(а) в 11 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Цитата:
Посмотреть сообщение Сообщение от Solar :
с новым (3 цикла) аккумулятором Li-ion
А разве имеет значение сколько циклов с момента покупки прошло?
Иван И вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 27.10.2011, 08:48 Автор темы   6
Solar
Завсегдатай Фонарёвки
 
Регистрация: 15.06.2010
Последняя активность: 17.12.2011 09:13
Сообщений: 914
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 64 раз(а) в 35 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Цитата:
Посмотреть сообщение Сообщение от Иван И :
А разве имеет значение сколько циклов с момента покупки прошло?
Не знаю, наверное при ста циклах внутреннее сопротивление больше было бы. Указать это число как-то более "по-научному"
Solar вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 28.10.2011, 12:14   7
diver52
Увлеченный
 
Регистрация: 12.02.2011
Последняя активность: 24.01.2013 15:02
Сообщений: 71
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили: 11 раз(а) в 5 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Напишу тоже о своих экспериментах. Тема пришлась очень кстати, т.к. гляжу, не только меня волнует вопрос, как ведут себя аккумуляторы на холоде. Итак, обо всем по порядку:
1.) Брендовый Li-Ion 14500 (какая фирма не помню - этикетку сорвал). Емкость 900 мА. В начале я не верил, но она оказалась реально такой. Тесты на холоде. В холодильнике ровно -15 градусов. Подключил нагрузку 300 мА (0,3С), и смотрел, как будет разряжаться аккумулятор. Напряжение сразу просело с 4,20 В до 3,80 В буквально за пару секунд. Через 10 мин стало 3,60 В, через 40 - 3,51 В, через 130 - 3,07 В. Аккумулятор разрядился ровно за 2,5 часа. Учитывая, что нагрузка - сопротивление, то в конце ток составил 200 мА, и аккумулятор отключился (сработала защита) при 2,45 В. Итого емкость на холоде примерно 700 мА вместо 900 мА. Очень хороший результат. Напряжение проседает где-то на 0,3-0,4 В больше, чем при комнатной температуре. Т.е. среднее получится не 3,7 В, а 3,3 В.
2.) Обычный Li-Ion (плоский, от коммуникатора) на 3000 мА. Нагрузил сопротивлением примерно 2 Ома. Начальный ток 1,29 А (0,4С). Напряжение СРАЗУ упало до 2,80 В. Повторюсь, температура та же -15 градусов. Отвратительно. Через 5 мин напруга стала 2,67 В, через 15 - 2,79 В, через 20 - 2,85 В и через 40 - 2,83 В. Ток примерно 1,25 А. Т.е. сначала резкий спад, а потом рост напряжения, и затем спад. Очень удивил этот факт. Будто аккумулятор нагрел сам себя, и результат стал лучше. Пока в процессе тестирования, емкость не могу сказать.
3.) LiFePo4 18650. Температура уже -25 градусов, а не -15, как в начале! Морозил его 2 часа, выставил их морозилки провода. Нагрузил током 1С!!! (или 1 А). Напряжение просело до 2,8 В, и все время теста держалось на отметке 2,6 В. Потом резко спало до 2,2 В, и сработала защита. Емкость получилась ниже всего на 10-20%, не больше. Напряжение проседает очень слабо! Просто отличный аккамул на холоде. Из минусов - у него раза в 2-3 меньше емкость на тот же объем и вес, чем у Li-ion и ниже напряжение. В остальном одни плюсы - плевать на холод и кол-во циклов до 2000. Может заряжаться токами хоть 4С и разряжаться 10С. Может заряжаться на холоде ниже 0 градусов напряжением 4,2 В вместо 3,65 В!!! И это реальность, проверенная на практике. Только заряжать его можно этим напряжением ТОЛЬКО при отрицательной температуре, иначе сдохнет аккамул.
diver52 вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Поблагодарили: 6 раз(а)
MOHAPX (28.10.2011), Mongol78 (07.10.2014), Solar (28.10.2011), Svetogor (08.08.2013), Zaan (11.09.2014), Нерв (02.02.2013)
Старый 28.10.2011, 12:33 Автор темы   8
Solar
Завсегдатай Фонарёвки
 
Регистрация: 15.06.2010
Последняя активность: 17.12.2011 09:13
Сообщений: 914
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 64 раз(а) в 35 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Цитата:
Посмотреть сообщение Сообщение от diver52 :
1.) Брендовый Li-Ion 14500 (какая фирма не помню - этикетку сорвал). Емкость 900 мА. В начале я не верил, но она оказалась реально такой. Тесты на холоде. В холодильнике ровно -15 градусов. Подключил нагрузку 300 мА (0,3С), и смотрел, как будет разряжаться аккумулятор. Напряжение сразу просело с 4,20 В до 3,80 В буквально за пару секунд. Через 10 мин стало 3,60 В, через 40 - 3,51 В, через 130 - 3,07 В. Аккумулятор разрядился ровно за 2,5 часа. Учитывая, что нагрузка - сопротивление, то в конце ток составил 200 мА, и аккумулятор отключился (сработала защита) при 2,45 В. Итого емкость на холоде примерно 700 мА вместо 900 мА. Очень хороший результат...
2.) Обычный Li-Ion (плоский, от коммуникатора) на 3000 мА. Нагрузил сопротивлением примерно 2 Ома. Начальный ток 1,29 А (0,4С). Напряжение СРАЗУ упало до 2,80 В. Повторюсь, температура та же -15 градусов. Отвратительно. Через 5 мин напруга стала 2,67 В, через 15 - 2,79 В, через 20 - 2,85 В и через 40 - 2,83 В. Ток примерно 1,25 А. Т.е. сначала резкий спад, а потом рост напряжения, и затем спад. Очень удивил этот факт. Будто аккумулятор нагрел сам себя, и результат стал лучше...
Ну вот, разное качество аккумуляторов при разряде близкими нагрузками, в частях от емкости. От коммуникатора аккум наверное старый? Тогда у него внутреннее сопротивление выше и он просел быстро. Была бы защита на 2.8 вольт - "не пускала" бы аж 15 минут до 2.8.

Резкий спад заканчивается подъемом наверное таки от прогрева, хотя бы локального где-то внутри аккумулятора, там где сопротивление наибольшее. У меня в опыте было то же самое, только на 30 секунд, а не 15 минут.

На даташитах спад обычно это выглядит так:



Вопрос в том, достигнет ли "дно" спада напряжения срабатывания защиты...

[Исправлено: Solar, 28.10.2011 в 12:36]
Solar вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.10.2011, 09:13   9
diver52
Увлеченный
 
Регистрация: 12.02.2011
Последняя активность: 24.01.2013 15:02
Сообщений: 71
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили: 11 раз(а) в 5 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Кстати, провал напряжения получился именно секунд на 10-15, а подъем составил где-то 20 мин. Все в точности, как на графике. Аккумулятору, который я использовал, где-то 2-3 года - он еще от коммуникатора, который я продал еще давно со штатным аккумулятором. Количество циклов было где-то 300...500 точно (заряжал через каждые 2 дня в течение 2-х лет). В тепле он отдает емкость 2500 мА вместо 3000 мА, что весьма неплохо. Но на холоде становится никакой. В завершение теста отмечу, что его емкость при -15 градусах составила 1800 мА примерно. Но это при просадке почти до 2,3 В. Потом уже отключил сам - защита не срабатывала. Хотя в реале ниже 3 В он и не разряжался (не позволял коммуникатор). А потом я его использовал в самодельном фонарике, где он тоже ниже 3 В не разряжался, ибо было заметно, как падает яркость светодиода, и я его выключал. Т.е. так то все ОК, но на холоде он никакой.
Далее меня приятно удивил почти свежий аккамул 14500, который прошел циклов 20. И видно, что на холоде он себя отлично ведет.
Теперь я прямо колеблюсь в выборе - либо качественный Li-Ion, либо LiFePo4. Цель - зимние походы + возможность зарядки хотя бы при -10...0 градусах. LiFePo4 - у них все отлично, и холод переносят, и кол-во циклов до 2000 (причем это реальные цифры - люди тестировали), и служат лет 10, в отличие от лития, который состарится спустя 2-3 года. Но главный минус - это емкость, почти в 3 раза меньшая, чем у лития. Хотя если учитывать, что емкость у лития в 3 раза выше, то и заряжать нужно будет в 3 раза реже. Все бы было хорошо, если бы на холоде вели себя достойно и не так быстро старели. Так что я буду очень благодарен тому, кто подскажет марку или модель 18650 Li-Ion, которая бы себя нормально вела на морозе -20 градусов, учитывая ток разряда 0,5С (стандартный). А лучше реальные тесты на нагрузке. :) Например, какие провел я. Т.е. емкость при +20 и при -20. Просадка напряжения при +20 и -20. А то в даташитах пишут тесты, например, для того же Panasonic 2900 мА только при температуре -10 градусов, и нагружают аккамул заведомо малым током. Также очень интересно, вредна ли для лития разрядка на морозе и зарядка при 0 градусах. И прежде всего, меня интересует с низким уровнем внутреннего сопротивления Li-Ion. Т.к. чем ниже внутреннее сопротивление, тем лучше аккамул будет вести себя на холоде.
Вот, кстати, ссылка на LiFePo4, кому интересно. После 1000 циклов имеем 95% емкости:
http://file.espritmodel.com/document...0-RCDevKit.pdf

[Исправлено: diver52, 29.10.2011 в 09:20]
diver52 вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.10.2011, 10:42   10
vaska
Консультант

 
Аватар для vaska
 
Регистрация: 25.05.2010
Последняя активность: 07.01.2015 22:43
Адрес: Долгопрудный МО
Сообщений: 1463
Сказал(а) спасибо: 20
Поблагодарили: 139 раз(а) в 105 сообщениях

По умолчанию Re: Литиевые аккумуляторы при низких температурах. Обмен опытом.

Цитата:
Посмотреть сообщение Сообщение от diver52 :
Так что я буду очень благодарен тому, кто подскажет марку или модель 18650 Li-Ion, которая бы себя нормально вела на морозе -20 градусов, учитывая ток разряда 0,5С (стандартный)
Если Благородный Дон живет в Первопрестольной или поблизости, то могу дать для экспериментов довольно симпатичные банки Минамото, которые покупаю периодически мелким оптом. Самому заморачиваться на эксперименты некогда, а знать тоже хоцца. Такой вот симбиоз предлагаю...

[Исправлено: vaska, 30.10.2011 в 13:10]
vaska вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Ответ  Создать новую тему


Опции темы

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Литиевые аккумуляторы в буферном режиме Andrey Вторичные элементы питания (Аккумуляторы) 40 27.06.2014 10:46
Литиевые аккумуляторы (реальная емкость) Admin Вторичные элементы питания (Аккумуляторы) 700 23.01.2014 22:16
поделитесь опытом использования Thrunite T30 Cree XM-L T6 Мэт Выбор фонарей 8 29.02.2012 08:36
Вопрос о н-н-н-низких температурах. Незарегистрированный33 Светодиодные фонари 22 10.11.2011 17:07
Стоит ли переходить на литиевые аккумуляторы? Romanko Вторичные элементы питания (Аккумуляторы) 6 27.02.2011 08:23

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход





Текущее время: 23:41. Часовой пояс GMT +3.
Даты в формате dd.mm.yyyy.
(По умолчанию форум работает по московскому времени.)


Powered by vBulletin® Version 3.5.6
Copyright ©2000 - 2014, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot


FONAREVKA.RU - хоббийный проект, сообщество энтузиастов, для которых область фонаростроения (в частности фонарики, компоненты, зарядные устройства, источники питания и т.д.), это исключительно хобби и общение "по интересам".

Проект FONAREVKA.RU - не ведет торговую деятельность и не оказывает иных услуг, где существует коммерческая составляющая. Исключение составляют предоставление на нашей площадке рекламных мест для баннерной рекламы (без каких-либо привилегий для самого рекламодателя) и поддержка в рамках разумного мелкосерийных производителей и кастомщиков, для которых разработки, это в первую очередь многолетнее хобби.

Проект FONAREVKA.RU - не имеет никакого отношения к созвучным магазинам или доменам в других доменных зонах.

Все наши проекты, созданные в рамках основного проекта FONAREVKA.RU размещаются исключительно на поддоменах домена Fonarevka.ru

Список наших проектов:

Официальная база тестов и сравнения фонарей: Fonarevka.ru
Форум о фонарях и светотехнике: Forum.fonarevka.ru
Форум о лазерах и лазерной технике: Lasers.fonarevka.ru
База отзывов о товарах с DX и т.п.: Dxreviews.fonarevka.ru
Калькулятор светового потока: Ledcalc.fonarevka.ru
База тестов и сравнения фонарей от наших коллег: 3rdparty.fonarevka.ru
Глоссарий Фонарёвщика: Glossary.fonarevka.ru

vBulletin Optimisation provided by vB Optimise (Pro) - vBulletin Mods & Addons Copyright © 2016 DragonByte Technologies Ltd.

Copyright ©2007 - 2015, FONAREVKA.RU.

Если Вы не являетесь правообладателем того или иного контента размещенного на форуме (фото/видео/текст),
то при любом использовании материалов форума необходимо получить письменное разрешение
на использование того или иного материала у администрации форума.

При использовании материалов форума ссылка на forum.fonarevka.ru обязательна.

Экстремальный портал VVV.RU Рейтинг@Mail.ru --> bigmir)net TOP 100

 



Время генерации страницы 0.26523 секунды с 19 запросами